ФЭНДОМ

Иванилов, Юрий Павлович

Иванилов Юрий Павлович

Юрий Пвлович Иванлов
 (22 июля 1931, Киев — 5 сентября 1995)— советский и российский учёный-математик и педагог, известный прежде всего своими достижениями в области математической экономики, д.ф.-м.н., профессор и декан Факультета управления и прикладной математики МФТИ (второй после Н. Н. Моисеева), заведующий отделом ВЦ РАН,народный депутат России с 1990 по октябрь 1993 года.

Биография Править

Юрий Иванилов родился 22 июля 1931 года в Киеве. В детстве ему нравилась экономическая география и история, не нравилось чертить, и обстоятельства сложились так, что он выбрал для обучения мехмат Ростовского университета. Ко времени поступления там ещё трудились известные геометры, в частности, Д. Д. Мордухай-Болтовской, очень ценимыйПуанкаре. Ближе ко времени окончания университета многие из них по тем или иным причинам покинули университет, но зато в нём появилась группа сильных москвичей: И. В. Волович, Моисеев, Толоконников, все впоследствии известные математики. По ряду причин, связанных как с направлением научной деятельности, так и с особенностями взаимодействия с учащимися, Юрий Иванилов обратился за научным руководством своим дипломом к Н. Н. Моисееву, занимавшемуся тогда гидродинамикой.

Однако после окончания РГУ Ю. П. Иванилова распределили в Баку. Отчасти это было связано с той критикой, которой Юрий подвергал некоторые административные распоряжения ректора РГУ, к примеру, его запрет на вход в университет после 9 утра. В Баку Юрия Павловича ждал первый опыт преподавания. Огромная педагогическая нагрузка (900 чистых часов в год, то есть примерно 15 занятий в неделю) первое время сильно затрудняла возможность заниматься научными исследованиями. Через некоторое время он всё же начал заниматься задачами, связанными с ударом о несжимаемую жидкость (они находили применение в моделировании нефтедобычи), подготовил диссертацию и выслал статью со своими результатами Моисееву. Тот предложил поступать Юрию в аспирантуру МФТИ, но присланные документы были утеряны и в итоге поступление не состоялось. Через год Юрий Павлович подготовил ещё одну статью и опять выслал её Моисееву. На сей раз Никита Николаевич предложил Юрию поступать в аспирантуру Математического института им. Стеклова, что и было сделано.

После окончания аспирантуры Моисеев предложил Юрию попытать счастья на физтехе. Они совместно подъехали к Л. Д. Кудрявцеву, который, после некоторых колебаний, принял его к себе на кафедру. С этого времени Ю. П. Иванилов преподавал в МФТИ. Вскоре возобновил занятия наукой, на этот раз совместно с Н. Н. Моисеевым и А. М. Тер-Крикоровым исследовал задачи типа «узких полос». По итогам этих исследований Ю. П. Иванилов защитил кандидатскую диссертацию. О значимости полученных выводов говорит тот факт, что позже они были использованы в семи кандидатских и трёх докторских диссертациях. Полученный научный задел позволял при желании сразу перейти к подготовке докторской диссертации, продолжение исследований в этом направлении поддерживал и Н. Н. Моисеев. Но на это требовалось года три оформительской работы, а между тем Ю. П. Иванилов обращает внимание на то, что в стране начали развиваться исследования в области математической экономики. Вспомнив свои юношеские увлечения этой областью и не желая терять ни одного года, он решает посвятить ей всю оставшуюся жизнь и немедленно приняться за исследования в этом направлении.

В ЦЭМИ Иванилову, к тому времени уже семейному человеку, могли предложить тогда только ставку м.н.с., но вновь помог Никита Николаевич и взял Юрия Павловича в ВЦ РАН на полставки, чтобы вместе с А. А. Петровым (впоследствии академик РАН) он разрабатывал модель развивающейся экономики. Ю. П. Иванилов ищет и собственное направление в исследованиях и вскоре предлагает использовать программно-целевой метод. Это предложение первоначально подвергалось довольно резкой критике (его поддержал только акад. А. Г. Аганбегян). Одновременно и независимо от группы Петрова данное направление предложил и Г. С. Поспелов (при этом у него был другой исток возникновения данного подхода).

В это время у Иванилова зреет мысль, что «нужно сделать большое и серьёзное „живое“ дело», и он идёт работать заместителем директора Вычислительного центраМосгорисполкома. В этом качестве ему удалось собрать сильную «команду» примерно из 40 выпускников МФТИ, заслуги которых впоследствии были отмечены учёной степенью доктора наук, званием лауреата Государственной премии и т. д. Но в ВЦ той поры одновременно накапливались заметные административные трудности, один за другим менялись другие заместители директора, и в конце концов сложилась полностью нерабочая обстановка. Трудоустроив членов своей команды и оформив в заключение докторскую диссертацию, Ю. П. Иванилов соглашается на настойчивое предложение Моисеева перейти на ФУПМ в качестве своего заместителя (Н. Н. Моисеев был одним из основателей и первым деканом ФУПМ).

В 1977 году Никите Николаевичу стало сложно совмещать трудоёмкую работу декана с должностью заместителя директора ВЦ АН СССР, и он передал бразды правления к тому времени профессору Юрию Павловичу Иванилову[2]. В 1979 году Ю. П. Иванилов уступает должность декана А. А. Натану, а сам сосредотачивается на научной и преподавательской работе.

За время работы Юрий Павлович подготовил сам и с соавторами четыре учебных пособия по нескольким учебным курсам, многие студенты стремились попасть к нему как к научному руководителю. На факультете получило усиленное развитие и направление математической экономики. Один из учеников Юрия Павловича — доктор технических наук, профессор Валерий Алексеевич Ириков, ставший в 1987 году пятым деканом ФУПМ, впоследствии продолжил и развил деятельность в данном направлении.

Математики России Вики

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики