Фэндом

Novikov-1903-06.jpg

Новиков Сергей Петрович

Сергей Петрович Новиков
 (род. 20 марта 1938, Горький, ныне Нижний Новгород) — советский, российский математик,академик РАН (с 1981 по 1991 — академик АН СССР), доктор физико-математических наук.

Биография Править

Вырос в семье известных математиков, Петра Сергеевича Новикова (1901—1975), академика АН СССР, крупнейшего специалиста по математической логике, алгебре, теории множеств, теории групп и функций, награждённого Ленинской премией (1957), и Людмилы Всеволодовны Келдыш (1904—1976), специалиста по геометрической топологии и теории множеств, сестры президента АН СССР М. В. Келдыша. Женат (1962), имеет сына и двух дочерей.

В 1960 году С. П. Новиков окончил механико-математический факультет МГУ, с того же года — аспирант Математического института имени В. А. Стеклова АН СССР (руководитель — профессор М. М. Постников), с 1963 г. — сотрудник института. В1964 г. защитил кандидатскую, в 1965 г. — докторскую диссертацию. С 1966 г. член-корреспондент, с 1981 г.действительный член АН СССР. С 1971 г. заведует отделом математики в Институте теоретической физики им. Л. Д. Ландау АН СССР, в 1983 — кафедрой высшей геометрии и топологии МГУ. С 1984 г. заведует Отделом геометрии и топологии МИАН СССР.

Награды и премии Править

В 1964 г. С. П. Новикову была присуждена премия Московского математического общества для молодых математиков. Последующие работы были удостоеныЛенинской премии за 1967 г., а также премии имени Н. И. Лобачевского АН СССР в 1981 г. На XVI Международном конгрессе математиков в 1970 г. за труды потопологии была присуждена Филдсовская премия (первому среди советских математиков), причём на церемонии вручения не присутствовал, так как ему было отказано в выездной визе. В 2005 г. за фундаментальный и новаторский вклад в алгебраической и дифференциальной топологии, математической физике и за введение алгебро-геометрических методов был награждён премией Вольфа. В 2008 г. за выдающиеся работы в области геометрии и топологии награждён премией имени Погорелова Национальной академии наук Украины. В 2009 г. за выдающиеся результаты в области математики, теоретической физики и механики присуждена Золотая медаль имени Н. Н. Боголюбова Отделения математики РАН. В 2012 г. за глубокий вклад в применение топологических методов в квантовой физике присужденаЗолотая медаль имени Леонарда Эйлера Отделения математики РАН.

Математики России Вики

Также на Фэндоме

Случайная вики